logotype
Ivan Nikolaevich Kramskoi
image1 image2 image3 image3

Биография Ивана Николаевича Крамского.  

kra 01

Иван Николаевич Крамской ( 27 мая 1837  г.- 25 марта 1887  г. ) родился  в уездном городке Острогожске, Воронежской губ., в пригородной слободе Новой Сотне  в мещанской семье. В 12 лет   лишился отца. С отличием окончил острогожское уездное училищее. Не имея средств учиться в воронежской гимназии,  Крамской стал упражняться в каллиграфии в той же городской думе, где работал его старший брат. По выходе из училища желание Крамского учиться рисовать было так велико, что он неотвязчиво просился отдать его в учение к какому-нибудь живописцу.Только спустя два года Крамской был отдан к воронежскому иконописцу, откуда убежал в  Острогожск (т.к. рисованию его не учили, а только заставляли лишь растирать краски, бегать по посылкам, носить воду из реки и мыть бочки да корыта). Здесь он познакомился с одним страстным любителем живописи, впоследствии видным деятелем на поприще фотографии,  M. Б. Тулиновым. Потом работал у харьковского  фотографа  Я. П. Данилевского ретушером.  Работая усиленно у своего хозяина, Крамской  в то же  время много и усидчиво читал;  он с раннего юношества пристрастился к чтению, и подолгу обдумывал прочитанное, стараясь уяснить себе непонятое; с глубоким интересом и вниманием слушал он от своих немногочисленных знакомых о художниках, искусстве, об Академии. Прослужив у Данилевского условленные три года, он тотчас переехал в Петербург и поступил в Академию в 1857 г..Получая у Данилевского 2 руб. 50 коп. в месяц, И. Н. Крамской, приехав в Петербург, скоро остался без гроша.

Работая  ретушером  у Деньера Крамской улучшил свое материальное положение настолько, что он имел возможность переехать на небольшую квартиру в три комнаты   на Васильевском острове. Здесь у Крамского  почти что каждый день собирались его товарищи по Академии. Эта группа учеников играла значительную роль во все пребывание Крамского в Академии. Как  Крамскому, так и его друзьям скоро пришлось горько разочароваться в академических профессорах, "только товарищество, говорит Крамской, двигало массу вперед, давало хоть какие-нибудь знания, вырабатывало хоть какие-нибудь приемы и помогало справляться со своими задачами...".

kra 02Между тем занятия Крамского в Академии шли очень успешно. В 1860 г. появилась его первая картина : "Смертельно раненый Ленский" по поэме Пушкина; за эту работу он получил вторую серебряную медаль. Год спустя, на академической выставке кроме картины Крамского "Молитва Моисея по переходе израильтян через Черное море", появилось еще kra 03
семь портретов его работы. В 1862 г. из его мастерской вышла неоконченная программная работа на 2-ю золотую медаль "Поход Олега на Царьград", две большие копии: с картины Я. Капкова "Силоамская купель" для академической церкви и с картины П. Петровского "Ангел приносит пастухам весть о Рождестве Христовом", а также ряд портретов.

В 1862 же году Крамской поступил преподавателем в рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, находившуюся тогда в заведывании М. П. Дьяконова. Живо и горячо отнесся Крамской к новому для него делу. Его преподавание в школе — яркий контраст той системы, что Крамской встретил в Академии Художеств. Чтобы объединить и преподавателей и учеников, он организовал рисовальные вечера, где ученики могли работать, имея вокруг себя таких художников, как Келер, Корзухин, М. П. Клодт, Бенземан, сам Крамской и др. Словом, Крамской своим отношением оживил школу и принес ей большую пользу. И из тогдашних его учеников и учениц вышло немало молодых девушек и юношей, посвятивших себя искусству, и оправдавших те надежды, что возлагал на них Крамской. E. M. Бем, И. Е. Репин, Н. А. Ярошенко с признательностью вспоминают и kra 07
вспоминали то время, когда работали под руководством Крамского, и считают, что своими успехами они во многом обязаны ему. В 1863 г. Крамской окончил программную работу на 2-ю золотую медаль "Моисей источает воду из камня" и удостоился искомой награды, причем ему была зачтена и прошлогодняя работа. Оставалось еще исполнить программу на получение 1-й золотой медали, дающей такой широкий путь для развития таланта и денежное обеспечение на поездку казенным пенсионером за границу.

Но в 1863 г. совет Академии постановил новые правила для искателей 1-й золотой медали, настолько тяжелые что все попросили освободить их от участия в конкурсе и лишь выдать дипломы на звания художников, и вышли навсегда из стен Академии.

Это событие, по словам Крамского, заставило его проснуться, потому что жизнь ученика не давала возможности правильно развиваться. По выходе из Академии все бывшие конкуренты решили не расходиться, а соединиться вместе и работать, составить из себя художественную артель. Душой этого предприятия стал Крамской.

Он много потрудился над осуществлением этой идеи и ближе всех других членов артели принимал к сердцу все ее дела — искренне радовался ее успехам, болел сердцем при неудачах. Он строго и зорко следил, чтобы члены артели исправно вносили условленный процент с выполненных работ . Сам  не задумываясь внес в 1869 году 3000 руб. (процент с полученного гонорара за расписывание купола храма Христа в Москве, совместно с Венигом и Н. Кошелевым). Тем не менее артель вскоре распалась; один член артели стал хлопотать о том, чтобы его послала за границу Академия Художеств на казенный счет.... Крамской возмущался этим, а еще более тем, что остальные члены артели не видели в поступке отщепенца артели ничего особенного предосудительного. Окончилась  эта истории уходом Крамского из числа членов артели. И художественная артель, распавшись в корне, скоро совсем прекратила свое существование.

Но эту художественную артель заменило нечто более крупное — возникло "товарищество передвижных выставок". И все, что было лучшего в художественной артели, во главе с Крамским, перешло в ряды членов нового товарищества, мысль о возникновении которого заронил еще в 1868 г. член артели художник Г. Г. Мясоедов — осуществиться ей пришлось лишь два года спустя.

Все это время Крамской неустанно работал; он kra 04
начинает достигать известности своими великолепными портретами, например "Портрет  Софьи Крамской"  (1869 г.), "Женский портрет"(1867 г.), "Портрет княгини Е. А. Васильчиковой"  (1867 г.)  и некоторые другие. В 1869 г. он впервые   поехал за границу. В Дрездене его сильно поразила "Сикстинская Мадонна". В письме к его жене от 19 ноября 1869 г. читаем: "Никакая книга, ни описание, ничто другое не может рассказать так цельно человеческой физиономии, как ее kra 09
изображение". "Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное."

Наиболее блестящим периодом деятельности Крамского были семидесятые годы. В течение их он дал ряд великолепных портретов: "Портрет великого князя Павла Александровича"(1871 г.) и "Портрет великого князя Сергея Александровича(1870 г.), "Портрет художника Ф.А. Васильева" (1871 г.), "Портрет скульптора M.М. Антокольского" (1876 г.),  kra 22
"Портрет Т. Г. Шевченко
(1871 г.), "Портрет И. И. Шишкина" (1873 г.), "Портрет писателя И.А. Гончарова"(1874 г.), "Портрет Я.П. Полонского"  (1875 г.),  "Портрет писателя Д. В.Григоровича" (1875 г.),  "Портрет П.И. Мельникова" (1876 г.), "Портрет Н.А. Некрасова"(1877 г.), "Портрет С. Т. Аксакова"(1878 г.), "Портрет художника А.Д. Литовченко"(1878 г.), "Портрет Е.А. Лавровской на эстраде"(1879 г.), "Портрет Ю. Ф. Самарина(1878 г.), "Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина"(1879 г.) kra 23

и  много других; эти работы упрочили за ним навсегда славу выдающегося художника портретной живописи. Самым ярким и самым поразительным портретом по экспрессии, по технике и по колориту является "Портрет художника А.Д.Литовченко"(1978 г.).  Из общей группы его блестящих портретов выделяются "Портрет писателя Д. В. Григоровича"(1875 г.), "Портрет Е.А. Лавровской"(1879 г.) оригинально представленной на эстраде . Кроме портретов в период семидесятых годов появилось несколько картин — "Русалки"(1871 г.),  "Пасечник"kra 28
(1972 г.), "
Христос в пустыне"(1872 г.), "Лунная ночь"(1980 г.), ”Деревенская кузница”(1873 г.) и "Созерцатель"(1876 г.). Великолепнейшие этюды — "Лесник"(1874 г.), "Оскорбленный еврейский мальчик"(1874 г.) (удивительнейшее произведение по силе экспрессии), "Мельник"(1873 г.); пейзажи "Жуковка.Озеро"(1879 г.), "Сиверская. Река Оредеж"(1883 г.).

Глубокое впечатление произвела на Крамского картина Иванова — "Явление 
kra 32
Мессии", и его никогда не покидала мысль создать "своего" Христа, и когда в 1872 году появилась картина Крамского   "Христос в пустыне", то публика встретила эту картину восторженно, критики сочувственно.

    В апреле 1876 г. Крамской вторично отправился за границу и проехал сначала в Рим. "Италия (а Рим в особенности), пишет Крамской П.М. Третьякову в апреле 1876 г., не произвел на меня никакого впечатления". Из Рима он отправился в Неаполь, потом в Помпею и тут много работал. Переехав затем в Париж, Крамской, кроме работ над картинами, принялся за большой офорт "Портрет цесаревича Александра Александровича"Из kra 36
путешествия Крамской вернулся в декабре того же года. Когда Крамской окончил своего "Христа в пустыне", он писал в уже цитированном письме к А. Д. Чиркину в декабре 1873 г. — "Я еще раз думаю воротиться к Христу, это — завязка" "...но что вы скажете, пишет он дальше, например, о следующей сцене: когда Его судили, воины на дворе, наскучив бездействием, всячески издевались над Ним, и вдруг им пришла счастливая мысль нарядить этого смирного человека царем; сейчас весь шутовской костюм был готов; эта выдумка поправилась, и вот докладывают господам, чтобы они удостоили взглянуть; все, что было во дворе, в доме, на балконах и галереях покатилось громким хохотом, а некоторые вельможа благосклонно хлопают в ладоши. A Он, между тем, стоит спокоен, нем, бледен, как полотно, и только кровавая пятерня горит на щеке от пощечины. Костры, едва начинающий зарождаться день, все, как сказано". Крамской много и упорно трудился над этой картиной; все фигуры, долженствовавшие быть в ней, были вылеплены из глины — (до 150 штук), чтобы художнику было легче компоновать группы. Крамской около пяти лет работал над ней. Но "Христос в пустыне" был несравненно удачнее и сильнее этой картины: "Радуйся, Царю Иудейский!"

В течение восьмидесятых годов из-под его кисти вышло еще очень много портретных работ; они уступают лучшим портретам, которые были написаны Крамским в семидесятых годах, но все же остаются исключительными по своим удивительным kra 38достоинствам. Портреты: "Портрет С.П.Боткина"(1880 г.),  "Портрет Империатрицы Марии Федоровны"(1882 г.),  "Портрет Императора Александра III" (1886 г.)(впоследствии принесенный в дар музею Императора Александра III  А. А. Половцовым),  "Портрет Владимира Соловьева"(1885 г.),"Портрет Василия Васильевича Самойлова"(1881 г.) , "Портрет Варвары Кириловны Лемох"(1881 г.), "Портрет Александра Петровича Соколова"(1883 г.),"Портрет великого князя Владимира Александровича" (писанный для kra 44
А. А. Половцова) ,"Портрет А.С. Суворина"(1881 г.) — вот наиболее замечательные из написанных Крамским за восьмидесятые годы. Кроме этих портретов Крамской написал одну из любимых своих картин "Неизвестная" (1883 г.)(богато одетая красавица в полуколяске) и великолепнейшая картина: —  
"Неутешное горе"( последняя картина — это целая поэма в красках; поразительно полное скорби лицо женщины у гроба...)

 

Крамской с любовью работал и над гравюрой kra 46(офорт) и уже в 1872 г., как видно из письма Крамского к Ф. А. Васильеву от 22 февраля 1872 г., имел свою собственную офортную мастерскую. Большинство офортных работ Крамского — превосходны; они сочны, приятны и эффектны. Как лучшие из них можно отметить "Портрет Тараса Шевченко", "Христос в пустыне" с собственной картины; этюды к картине "Майская ночь" (два оттиска).

Крамской неутомимо трудился и последние годы своей жизни... Но тяжелая болезнь все сильнее и сильнее подтачивала его; кашель душил и мучил его. Постоянное недомогание, так туго поддававшееся лечению, очень изменило характер Крамского; он сделался крайне раздражительным; взгляды его на русскую живопись и на русских художников переменились и стали пессимистическими. В Крамском угасала жизнь, но талант его, его художественная мощь еще были сильны в нем. Смерть, последовавшая от аневризма, была мгновенной. Крамской упал, работая у мольберта над "Портретом доктора Раухфуса", с кистями в руках, в оживленном разговоре. И этот неоконченный kra 48
портрет Раухфуса яркое и блестящее свидетельство того, какова была художественная мощь у Крамского и до последнего момента его жизни. — В лице Крамского русское искусство и русское общество имели выдающегося художника, чуткого критика и воодушевленного борца за все свежее, хорошее и талантливое, неутомимого борца против рутины, против каких бы то ни было тормозов, задерживавших развитие дорогого его сердцу родного искусства. Многие из его критических статей на долгие годы останутся глубоко важными для всех и особенно для молодых художников — они найдут в этих статьях ряд живых, светлых идей, правдивые и верные взгляды на современное искусство.

2018  Иван Николаевич Крамской   globbers joomla templates
Изобразительное искусство